+ 375 44 555-40-20
+ 375 29 516-40-20
+ 375 17 371-00-00
Лизинговые компании и банки: конкуренты или партнеры?
ПечатьАнтон Андренко, директор компании «АВАНГАРД ЛИЗИНГ»:
С сожалением приходится констатировать, что в Беларуси как в банковском кругу, так и в бизнес среде понимание сущности лизинга отличается от смысла вложенного в английское слово “leasing”. Зачастую лизинг не воспринимается как самостоятельный инструмент финансирования и один из видов инвестиционной деятельности. В понимании большинства бизнес сообщества лизинговые компании являются всего лишь посредниками между банками и их клиентами - они занимаются оформлением пакета документов для банков и за это получают плату в виде разницы между стоимостью лизинга и банковским процентом. Значение понятия «лизинг» - предоставление какого-либо предмета по выбору и заказу клиента ему в пользование в обмен на поток платежей - на практике теряется.
Как следствие, многие предприниматели стараются избегать «посредников», отдавая предпочтение доступному и понятному им способу финансирования – кредиту или приобретению за собственные накопления. Это одна из причин недостаточного развития белорусского лизингового рынка. Размер всего белорусского рынка лизинга сравним с размерами портфелей ведущих лизинговых компаний России. А сопоставлять уровень развития лизинга в Беларуси и на Западе - все равно, что сравнивать трехколесный велосипед с «Мерседесом» последней модели.
Что же является первопричиной такого ограниченного и ошибочного понимания лизинга, которое тормозит его развитие в Беларуси? На наш взгляд, это проблемы с источниками фондирования. Для «дочек» иностранных компаний и банков источником фондирования выступают, главным образом, средства материнских структур. Для остальных организаций - преимущественно банковские кредиты.
Причем банки обычно считают, что их риски ниже, если они кредитуют лизинговые компании “посделочно” : лизинговая компания находит клиента и объект, который тот хотел бы приобрести, собирает данные о финансовом состоянии потенциального лизингополучателя и параметрах планируемой сделки и направляет этот пакет документов в банк. А тот, после изучения бумаг, принимает решение о предоставлении лизинговой компании ресурсов для осуществления данной сделки либо об отказе в финансировании. Это не только ограничивает самостоятельность лизингодателей в формировании клиентского портфеля и снижает стабильность бизнеса (а вдруг завтра банк откажет в кредите?), но и лишает их оперативности в принятии решений. А последнее качество немаловажно для конечного клиента, особенно в текущей ситуации высокой инфляции, когда каждый день дополнительного согласования сделки может приводить к ощутимому увеличению стоимости приобретаемого имущества.
“Посделочный” формат финансирования еще приемлем, когда речь идет о реализации крупных проектов, т.е. когда в лизинг передаются объекты стоимостью от сотен тысяч до миллионов долларов. Тогда можно подготавливать сделку несколько месяцев - она все равно будет достаточно рентабельна, чтобы обеспечить стабильную жизнедеятельность лизинговой компании. Однако осуществление таких сделок сопряжено с большими рисками. Портфель более чем половины белорусских лизинговых компаний составляет менее $5 млн. В случае дефолта одного крупного лизингополучателя или возникновения у него трудностей с внесением платежей в течение нескольких месяцев такая лизинговая компания прочно станет на путь к банкротству.
Поэтому более приемлемым для белорусского лизингового бизнеса можно считать такое развитие, при котором компании приобретают и передают в лизинг объекты небольшой стоимости - менее 5% от своего лизингового портфеля. Чем меньше концентрация портфеля на отдельных лизингополучателях, тем устойчивее лизинговый бизнес.
Учитывая обороты отечественных лизинговых компаний, можно утверждать, что им выгодно было бы работать с предприятиями малого и среднего бизнеса (МСБ). Однако здесь нужна известная мобильность в принятии решений и проведении сделок, поэтому “посделочное” рассмотрение заявок банками неприемлемо. Следовательно, нужно либо отказаться от сотрудничества с МСБ, либо искать альтернативные источники фондирования.
Стоит признать, что их не так много, как на Западе. В Беларуси не получили должного развития такие финансовые институты, как пенсионные, инвестиционные фонды и другие организации, которые аккумулируют финансовые потоки и ищут, куда направить их с наилучшим соотношением надежности и доходности. Кроме того, в Беларуси существуют некоторые ограничения по инвестированию средств страховых компаний. Таким образом, мы лишены значительного количества потенциальных источников фондирования.
Тем не менее, они есть. Сегодня белорусские лизинговые компании стремятся добиться выделения кредитных линий от банков. В рамках выделенных сумм они могут проводить сделки, соответствующие заранее оговоренным с банком параметрам, без согласования каждой из них. Это дает независимость в оперировании средствами и делает бизнес более прогнозируемым, поскольку лизинговым компаниям понятен размер доступного финансирования на определенном горизонте времени.
У нас есть опыт освоения такой кредитной линии. На практике мы изначально согласовали с банком условия лизинговых сделок, планировавшихся к финансированию за счет средств кредитной линии. Согласования касались финансового состояния потенциальных лизингополучателей, стоимости объектов лизинга (оговаривалось максимально допустимое значение), типов передаваемых в лизинг объектов и ряда других параметров, позволяя финансирующему банку заранее планировать качество кредитного портфеля.
При соответствии лизингополучателя согласованным требованиям, мы заключали договор, предоставляли банку промежуточное обеспечение - например, страховой полис или объект основных средств, принадлежащий АВАНГАРД ЛИЗИНГ, а после перехода права собственности на предмет лизинга – актив являющийся предметом финансирования. Использование своеобразной “оборотки” позволяет технологично осваивать ресурсы кредитной линии соблюдая условия обеспеченности на протяжении всей сделки.
Такое сотрудничество выгодно и банкам. Фактически в лице лизинговой компании они получают партнера для организации мелких сделок, что банкам (за исключением тех, что ориентированы на МСБ) не присуще.
Чем больше диверсифицирован портфель лизинговой компании, тем более стабилен кредитный портфель банка. Кроме того, партнерство с лизинговой компанией позволяет банку нарастить собственную клиентскую базу, т.к. распространенной практикой является открытие счетов клиентов лизинговой компании в финансирующем ее банке.
К тому же лизинговые компании являются собственниками передаваемого в лизинг имущества, и при неплатежеспособности клиента способны быстро расторгнуть договор и продать или передать актив другому клиенту. Банк же, кредитующий сделку по покупке актива самостоятельно, в аналогичной ситуации вынужден будет потратить время на обращение взыскания на предмет залога.
Не стоит забывать и о том, что банки очень зарегулированы, а лизинговые компании не имеют профильного регулятора, который доводил бы до них требования по размеру капитала или просроченной задолженности. Лизинговые компании оперируют в том же поле, что и банки, выдающие долгосрочные инвестиционные кредиты, но при этом освобождены, например, от требований по созданию резервов. Это расширяет простор для деятельности, но ограничивает риски оговоренными с банком условиями финансирования.
Подобный формат сотрудничества банков и лизинговых компаний был невозможен в 90-е годы - время формирования лизингового рынка в РБ из-за низкого уровня развития лизинговых компаний-участников, неквалифицированного менеджмента и как следствие неприемлемых для банковских учреждений рисков.
За последние 5-10 лет на белорусском рынке сформировался круг профессиональных лизинговых компаний уровень развития которых позволяет реализовывать современные программы финансирования и использовать технологичные финансовые инструменты существенно снижая нагрузку банков при заключении сделок и минимизируюя риски.
Одним из наиболее технологичных форматов финансирования являются облигационные заимствования. В нашей стране этот инструмент получил развитие в 2008г. и зарекомендовал себя как удобный механизм привлечения финансирования среди широкого круга заемщиков. Как и при кредитовании, обеспечением выпуска может стать страховой полис, принадлежащие лизингодателю объекты лизинга.
Держателем облигаций может стать и банк. Таким образом, он также будет финансировать лизинговую компанию, однако объект лизинга не будет передан ему в залог напрямую, а станет обеспечением выпуска. У такой формы сотрудничества есть свои преимущества - банк освобожден от дополнительной нагрузки в виде осмотра и регистрации залогов. Кроме того, при желании банк может продать облигации на вторичном рынке, и при этом не возникнет необходимости выводить объект из залога и перерегистрировать его, как это было бы в случае рефинансирования кредита. Немаловажно и то, что кредит нельзя рефинансировать частично, в то время как держатель облигаций может продать любую их часть.
Пока белорусские инвесторы - особенно небанковский сектор - мало знакомы на практике с механизмом облигационных займов и потому настороженно оценивают этот финансовый инструмент. Но, несомненно, он будет привлекать все большее внимание, что уменьшит зависимость лизинговых компаний от банков. На наш взгляд, на это может уйти от 5 до 10 лет.
Пока же лизинговые компании не являются ни посредниками между банками и клиентами, ни конкурентами банков: как правило, они не могут предложить более низкую, чем у банков, ставку. Но в лице лизинговой компании банку выгодно получить стабильного партнера, который правильно распорядится его средствами, а клиенту - сотрудника на аутсорсинге, который подготовит и проведет сделку.
На наш взгляд, это сотрудничество банков и лизинговых компаний можно сделать еще более выгодным. Например, можно упростить для лизинговых компаний рефинансирование. Здесь уместно вспомнить западную практику продажи активов лизинговых компаний. В Западной Европе и США специализированные лизинговые компании создают пулы единообразных договоров размером $100-200 млн. - например, договоры лизинга легковых автомобилей -секъюритизируют долговые обязательства - и продают их различным инвесторам - тем же пенсионным или инвестиционным фондам. Внедрение такой практики в Беларуси для пулов 10-50 млрд. позволило бы лизинговым компаниям упростить привлечение нового финансирования и стимулировать развитие отрасли.
На практике реализация этого сценария в Беларуси осложнена не только отсутствием институций, готовых выкупить долгосрочные обязательства лизингополучателей, но и сложностью с формированием пакетов единообразных договоров - ведь рынок не так велик. Хотя для банковского сектора ликвидные высокодоходные инструменты были-бы привлекательной опцией временного размещения ликвидности.
В этой связи было бы рационально вернуться к обсуждению вопроса о доступе физических лиц (не только индивидуальных предпринимателей) к инструменту лизинга. Россия уже сделала это, внеся изменения в свое законодательство. Следование ее примеру позволило бы внедрить потребительский лизинг, широко применяемый в развивающихся экономиках и позволяющий стимулировать спрос на отечественные товары и эффективно развивать финансовую систему Беларуси.
Источник: www.infobank.by
Стоимость
Валюта
Аванс, %
Сумма аванса
Срок лизинга
Выкупная, %
Сумма выкупа
Платеж в месяц