На сайте ведутся технические работы. Приносим свои извинения за возможные неудобства.
Главная » Компания » Новости » Белорусский рынок лизинга: возвращение к жизни

АВАНГАРД ЛИЗИНГ- финансовые решения для поставщиков

При обращении ссылайтесь, пожалуйста, на сайт avangard.by

+ 375 44 555-40-20
+ 375 29 516-40-20
+ 375 17 205-40-20

Белорусский рынок лизинга: возвращение к жизни

Печать

Белорусский рынок лизинга "возвращается к жизни". В пассиве его операторов - треть объемов, потерянных еще в прошлом году и 10% компаний, ушедших с рынка. В активе – суровый опыт выживания, который многому научил лизингодателей. В первую очередь – осторожности: лучше считать, диверсифицировать активы и источники капитала. Уже в 2010-м лизинговые компании начали отыгрывать потери. И хотя пиковый уровень рынком пока не достигнут, его перспективы обнадеживают.

ЗА ТЕХ, КТО ВЫЖИЛ!

Первые признаки того, что рынок лизинга начинает восстанавливаться, появились еще весной прошлого года. Тогда Белорусский союз лизингодателей (БСЛ) осторожно предположил, что объем рынка по итогам 2010 года может вырасти на 15-20%. Действительность превзошла эти ожидания – объем нового бизнеса (в лизинге этот показатель аналогичен обороту рынка) увеличился на 44%, составив более Br4,9 млрд. Доля лизингового рынка к ВВП оказалась в районе 3%, а к инвестициям в основной капитал – 9%, что очень близко к среднеевропейским показателям. Словом, завершение кризиса на лизинговом рынке можно считать очевидным свершившимся фактом.

По мнению Александра Цыбулько, председателя правления БСЛ, восстановление позиций лизинга связано с начавшимся ростом экономики в Беларуси и России, увеличением финансирования – у банков появилась избыточная ликвидность – и отложенным спросом, так как многие потенциальные клиенты откладывали приобретения до лучших времен. «Трудные времена» заметно изменили ситуацию на рынке. Многие тренды на нем являются довольно неожиданными и непривычными. Например, просто гигантская концентрация основного объема рынка в руках узкого круга крупнейших компаний. Если в 2009-м первая десятка лизинговых компаний контролировала примерно половину рынка, то в 2010-м всего 4 оператора контролировали 42% рынка. Причем разница между четвертой и пятой компаниями в рейтинге БСЛ похожа на пропасть – 3,4 раза! Окончательно результаты рейтинга БСЛ обнародует ближе к маю, а пока информацию не раскрывает. Но можно предположить, по крайней мере, состав первой тройки лизинговых компаний – это «Промагролизинг», «АСБ Лизинг» и «Райффайзен лизинг».

Еще одно новое явление – «проснувшийся» интерес к лизингу со стороны банков. В «тучные» годы за редкими исключениями они не отвлекались на такую деятельность. Сейчас лизинговые структуры, подконтрольные банкам, стремительно и даже агрессивно наращивают портфели. Так, явным лидером в сегменте лизинга недвижимости является «Райффайзен Лизинговые схемы позволяют белорусским производителям увеличивать экспортные поставки. Совсем недавно на белорусский рынок вышел один из крупнейших российских лизинговых операторов «Сбербанк Лизинг», который купил 50%-ный пакет акций белорусской компании «БПС-лизинг», принадлежащей БПС-Банку. По мнению аналитиков рынка, такой интерес к нему со стороны банков обусловлен меньшими рисками по сравнению с кредитами, а также… реструктуризацией плохих долгов. Переводя «проблемных» заемщиков на условия лизинга, банки очищают свой кредитный портфель от плохих долгов. Это своего рода «пыль в глаза» потенциальным клиентам и инвесторам. Наконец, изменилась сама структура рынка.

– В целом по рынку более половины всех сделок лизинга сейчас осуществляется по спецмашинам и оборудованию, – рассказывает директор ООО «Активлизинг» Виктор Кобяк. – Около четверти сделок составляет лизинг объектов недвижимости. Пятая часть приходится на лизинг транспортных средств. Из них 3/4 – грузовые автомобили. Раз- умеется, в каждой компании упор делается на конкретные объекты лизинга. В частности, в нашей компании в 2010 году выручка распределилась примерно так: около 30% – лизинг строительной техники, 20% – технологическое оборудование, примерно по 20% – лизинг грузовых и легковых авто, остальное – лизинг недвижимости. Если лизинг оборудования стабильно популярен на протяжении как минимум последних трех лет (в 2008-м его доля составляла 61%, а в 2009-м – 55%), то бурный рост лизинга недвижимости и одновременно сокращение сегмента легкового автотранспорта – это приметы времени.

Что касается объектов недвижимости, то при их приобретении лизинг имеет ряд экономических преимуществ по сравнению с кредитованием. При кредите затраты по обслуживанию долга ложатся на увеличение стоимости и, соответственно, налоговые платежи от стоимости объекта выплачиваются на протяжении всего срока кредита с возрастающей цифрой. При лизинге же все происходит с точностью до наоборот: проценты складываются на затраты, и ускоренная амортизация уменьшает стоимость объекта за счет снижения налогов. К тому же лизинговая схема позволяет не замораживать деньги на этапе строительства (например, Для большинства субъектов хозяйствования лизинг является более выгодным инструментом, чем кредит У сокращения лизинга легкового автотранспорта, наверное, две причины: первая – общая стагнация рынка новых автомобилей, связанная с кризисом и неопределенностью с таможенными пошлинами; вторая – горький опыт операторов, многие из которых «погорели» из-за непропорционально большой доли транспортных средств в портфеле. Сейчас никто уже не складывает все яйца в одну корзину.

– Мы стараемся диверсифицировать свой бизнес там, где это возможно, – по источникам финансирования, объектам лизинга, отраслям и даже территориям, – говорит директор ЗАО «Авангард лизинг» Антон Андренко. – А вообще, основной вопрос – не в объектах лизинга, а в клиентах и отраслях, в которых они работают. Надо знать: нет ли у них проблем, есть ли стабильное финансирование и т.д.

ВЫГОДНЕЕ КРЕДИТОВ

Одна из самых серьезных проблем для участников рынка – чуть ли не хронический ресурсный голод. Даже сейчас они не в состоянии привлечь ресурсы на срок, близкий к сроку полезного использования объекта лизинга – т.е. на 5-7 лет. Это практически нереально. Поэтому все чаще лизингодатели говорят о расширении практики облигационных займов.

– Все уже поняли, что нужно иметь дело не с одним, а с несколькими банками, – комментирует Антон Андренко. – Например, мы работаем с шестью. Но чтобы снизить зависимость от колебаний с ликвидностью в банковском секторе, нужно брать деньги и из других источников, – например делать корпоративные заимствования за рубежом. Инвесторы охотно покупают наши облигации, поскольку это выгодно. Ведь те 14%, под которые мы их выпускаем, с учетом льгот по налогообложению «превращаются» в 17,36%, что выше, чем ставки по банковским депозитам! Пока лишь шесть белорусских лизинговых компаний в той или иной мере используют практику облигационных займов. «Авангард лизинг» – среди лидеров по доле таких займов в общем объеме финансирования. В 2010 году за счет облигационных займов компания профинансировала 30% своих сделок, а в 2011-м планирует увеличить их долю до 50%. Облигации компании торгуются на бирже без ограничения по суммам сделок. Наверное, это правильно: лизинговым компаниям, имеющим хороший сбалансированный портфель из ликвидных активов, даже проще выходить на рынок капитала, чем предприятиям реального сектора. Не говоря уже о том, что любые корпоративные облигации по белорусскому законодательству обеспечиваются залогом, поручительством, банковской гарантией либо страховкой.

По мнению большинства участников отечественного лизингового рынка, перспективы неплохие. По прогнозу БСЛ, в 2011 году рынок вырастет на 15-20%. Некоторые эксперты считают, что в ближайшие годы объем рынка может даже удвоиться. Впрочем, в этом не будет ничего удивительного: весь наш страновой лизинговый портфель оценивается примерно в $2 млрд, тогда как один из лидеров российского лизингового рынка – «ВТБ Лизинг» – до кризиса имел портфель, превышающий $5 млрд. Так что нам еще есть куда расти!

– Виртуальный» потенциал рынка сильно отличается от реальности, – иронизирует Виктор Кобяк. – Рост лизинга в Беларуси тормозит «букет болезней» – в первую очередь, удручающее состояние финансового менеджмента большинства предприятий, а также неразвитость самой лизинговой инфраструктуры, причины которой, в свою очередь, обусловлены национальными особенностями рынка заимствований. Тем не менее лизинг остается более выгодным инструментом, чем кредит, для большинства субъектов хозяйствования, за исключением, пожалуй, работающих по упрощенке с НДС – в этом случае 20%-ный налог «съедает» весь эффект.

А в обычных условиях «математика» у лизинга однозначно выигрышная. Если сравнивать с 2009 годом, то ставки снизились примерно на 7-12 процентных пунктов. Сейчас лизинговые компании привлекают ресурсы в среднем под 15% годовых, добавляя к ним 3-5% своей маржи, при этом у аффилированных с банками структур ресурсы еще дешевле. Математика проста: средние ставки банковского кредита сейчас составляют 16-18% годовых. Если взять среднюю лизинговую ставку в 18% и отнять 24%-ную льготу по налогу на прибыль, то получится уже 13,68%, что значительно дешевле кредита. А ведь есть еще ускоренная амортизация!.. К сожалению, многие руководители, особенно госпредприятий, до сих пор слабо представляют что такое лизинг, и зачем он нужен. Поэтому основным клиентом для лизинговых операторов остается малый и средний бизнес.

– У государственных предприятий как не было интереса к лизингу, так и нет, – подтверждает Александр Цыбулько. – Их окончательно развратило обилие программ по поддержке госпредприятий. Они находятся в постоянном ожидании «дармовых» денег, и лизинг по коммерческим ставкам им неинтересен в принципе. Пожалуй, лишь экспортеров интересуют лизинговые схемы. Это связано с тем, что все больше внешних поставок отечественной продукции в страны СНГ осуществляется по лизингу. По оценкам Минэкономики, к 2015 году около 30% продукции, которую производят предприятия Минпрома, будет экспортироваться именно на условиях лизинга. Кстати, именно с экспортным лизингом участники рынка связывают самые большие ожидания. Пробные поставки белорусской автомобильной и сельскохозяйственной техники по экспортному лизингу в Россию и Украину в 2010 году вызвали большой интерес, и сейчас «в работе» находятся контракты на значительные суммы

Константин Коржевич,

журнал "Дело", №3, 2011