Главная » Компания » Новости » Эволюция лизинга: операционный лизинг

АВАНГАРД ЛИЗИНГ- финансовые решения для поставщиков

При обращении ссылайтесь, пожалуйста, на сайт avangard.by

+ 375 44 555-40-20
+ 375 29 516-40-20
+ 375 17 205-40-20

Эволюция лизинга: операционный лизинг

Печать

Материал: Белоруси и рынок

Белорусские представители малого и среднего бизнеса, да и не только они, давно поняли, как выгоден для предприятий лизинг транспортных средств и спецтехники. Но в Беларуси появился новый инструмент, помогающий компаниям не омертвлять капитал.

На сегодняшний день он еще не распробован предпринимателями. Не только о нем, но и о рынке лизинга автомобилей — в сегодняшнем материале.

Неиспользуемый потенциал.

Лизинг транспортных средств (как легковых авто, так и грузовых машин, спецтранспорта) давно является краеугольным камнем белорусского рынка лизинга. Об этом четко говорит статистика, приведенная на инфографике (рис. 1).

Белорусские субъекты хозяйствования, а также иностранные фирмы, имеющие свои представительства в нашей стране, давно и активно используют возможности лизинга транспортных средств. С сентября 2014 года, когда вступил в силу указ «О регулировании лизинговой деятельности», позволивший оказывать услуги по лизингу не только юридическим лицам, автомобили стали брать в лизинг и частные лица, посему в статистике за соответствующий год цифры очень скромны (рис. 2).

Но уже со следующего, 2015 года рынок стал куда активнее, а в прошлом году впервые более половины всех транспортных средств, взятых в лизинг (а не только легковых автомобилей), составили те, которые белорусы приобрели по договорам лизинга как частные лица, а не как представители бизнеса.

«Лет десять назад мне приходилось убеждать автодилеров отдавать машины в лизинг, используя этот финансовый инструмент как формат для увеличения продаж. Но они неважно понимали выгоду, и понадобилось несколько лет, чтобы рынок стал уверенно расти. Похожая ситуация сложилась в 2014 году, когда появился лизинг для физлиц, но тогда получивший новое дыхание рынок медленно разгонялся из-за позиции лизинговых компаний, которые не были уверены в новых возможностях. Они раскачались лишь спустя несколько месяцев. Сегодня же на рынке огромная конкуренция и компании, заточенные именно на лизинг транспортных средств, готовы демпинговать, уменьшая лизинговые платежи, предлагая нерыночные условия. За счет этого лизинг становится все интереснее для потребителя, и статистика это подтверждает», — описал сложившуюся ситуацию директор ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ» Антон Андренко — эксперт с богатым опытом, возглавляющий компанию все без малого десять лет ее нахождения на рынке.

Тем не менее количество транспортных средств, которые предприятия и физические лица приобретают по лизингу, заметно меньше тех, что оформляются автодилерами с помощью кредита. На презентации, посвященной итогам 2018 года, представители Белорусской автомобильной ассоциации подчеркивали, что из 52 835 новых автомобилей, проданных за год (а это исторический максимум; для сравнения: годом ранее было продано 34 255 машин, рост рынка составил ошеломительные 54 %), абсолютное большинство реализовывалось либо на условиях кредита, либо рассрочки. Следовательно, у лизинговых организаций страны есть заметный потенциал для роста. Даже огромный потенциал.

Согласно данным Ассоциации лизингодателей Республики Беларусь, в прошлом году лизингом транспортных средств занимались 24 компании, которые передали клиентам в общей сложности 10 586 автомашин стоимостью 792,262 млн руб. Средняя стоимость одного авто составила 74 841 руб. Такого количества транспортных средств в лизинг не оформлялось на национальном рынке никогда.

Этот исторический рекорд не должен радовать: лишь каждая пятая машина приобреталась с помощью такого финансового инструмента, как лизинг. Так что рост рынка, который в этом году достигнет невиданных высот (залогом чему стали оперативные данные Ассоциации лизингодателей за первое полугодие), не должен вводить в заблуждение.

За шесть месяцев 2019 года было заключено 10 846 договоров лизинга транспортных средств на общую сумму 685,396 млн руб. (66,4 % от объема 2018 года). В том числе с физическими лицами было заключено 4196 договоров на общую сумму 116,36 млн руб.

Без первоначального взноса и переплат.

Казалось бы, прекрасная статистика, если бы не одно существенное но от Белорусской ассоциации автодилеров. Согласно данным БАА, за те же полгода 2019-го физические лица купили 24 330 новых легковых автомобилей — на 44,8 % больше, чем в первом полугодии 2018-го! Весьма бойко шли продажи и коммерческой автотехники, которой было приобретено как физлицами, так и субъектами хозяйствования почти 8 тыс. машин. В итоге за первые шесть месяцев текущего года было продано 32 195 новых авто. Львиная доля — с помощью кредитов и рассрочек, не лизинга.

И все же, по словам директора ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ», на рынке продаж авто с такими инструментами, как кредит и рассрочка, лизинг конкурирует все активнее — именно в сегменте потребительского лизинга. Прежде всего, за счет более мягкого отношения к клиентам и меньшего риска для лизинговых компаний.

«При кредите обычная сумма первого взноса — 30 %. При лизинге есть программы вовсе без первоначального внесения средств — забрал ключи и поехал из салона на своей машине. Вопрос в том, что будет делать с рисками лизинговая компания, таким способом нарастившая портфель?» — задается вопросом Антон Андренко.

Сегодня активно рекламируется еще один вид лизинга — «без процентов». Звучит довольно странно. Особенность договоров подобного вида пояснил эксперт: «Такое возможно в результате партнерства дилера и лизинговой компании и делает приобретение автомобиля доступным для более широкого круга потребителей, получающих возможность выбора вариантов лизинга», — рассказал глава ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ».

По данным БАА, ежегодно дилерами в Беларуси продается около 5—8 тыс. бывших в эксплуатации машин. И это еще одно поле для деятельности лизинговых компаний, не до конца изученное и освоенное.

«Лизинг авто с пробегом — это замечательная тема, и ничего страшного при заключении таких договоров нет. На самом деле риски лизинговой компании даже меньше, потому что уже эксплуатировавшийся три-пять лет автомобиль падает в цене гораздо меньшими темпами, чем новый», — оценил перспективы этого сегмента собеседник.

По его словам, машины, сдаваемые по программе trade-in, — это хорошая и не используемая многими участниками рынка возможность заключить лизинговый договор.

Преимущества операционного лизинга. 

Еще один инструмент, который только-только появился в лизинговом портфеле национальных лизинговых организаций, — оперативный (операционный) лизинг. Статистика Ассоциации лизингодателей подтверждает, что пока представители бизнеса не поняли его выгоды. Совокупный объем по договорам оперативного лизинга за первые шесть месяцев 2019 года составил 924,4 тыс. руб., что на 10,3 % меньше, чем было на 1 января. Всего действовало 19 договоров — на два больше, чем год назад. Почему же так мало?

«Все новое тяжело приживается. Но я уверен, что со временем именно операционный лизинг транспорта для представителей малого и среднего бизнеса станет самым используемым. Ведь в России он активно развивается уже лет двадцать», — уверен генеральный директор ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ».

Его уверенность основана на том, что если рентабельность капитала у частного бизнеса достигает 30 %, то за два года его можно удвоить, а не омертвлять в «железе» (когда клиент выплачивает всю стоимость автомобиля, который потом продает и возвращает оборотный капитал). Неэффективное использование капитала даже при финансовом лизинге, не говоря уже о кредитах, — это то, что даст дорогу операционному. В чем же его преимущества?

«В том, что деньги остаются свободными и работают. При таком лизинге первый взнос колеблется от 0 до 20 % в зависимости от кредитоспособности лизингополучателя. Обычно 10—15 %. За время договора выплачивается еще 40—50 % от стоимости машины, и обычно через три-пять лет предприниматель может либо забрать машину за 40 % от цены, либо отказаться от выкупа. При кредите или финансовом лизинге такой опции нет», — пояснил Антон Анд­ренко.

Итак, если при уже привычном и понятном финансовом лизинге предприятие вынуждено омертвлять серьезный капитал, который может с успехом работать, то при операционном ситуация иная. Еще один важный момент: при операционном лизинге есть дополнительные опции — сервисные услуги.

«Люди, которые ценят свое время или не хотят утруждаться, именно в этом видят для себя основные преимущества», — рассказал эксперт. Ведь владение автомобилем предусматривает регулярное техническое обслуживание в сервисных центрах, смену резины два раза в год, которую необходимо где-то хранить, страховку авто. Кроме того, в процессе эксплуатации машина может попасть в ДТП, заглохнуть в пути во вне­урочное время.

Всю необходимую информацию можно получить на сайте компании www.avangard.by  и по телефонам:
+375 17 205 40 20 (городской), 
+375 44 555 40 20 (Велком), 
+375 29 516 40 20 (МТС).

 

  ЛИЗИНГОВЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР
   
Стоимость
Валюта
Аванс, %
Сумма аванса
Срок лизинга
Выкупная, %
Сумма выкупа
Платеж в месяц



Мультивалютный калькулятор